Телефон в Ярославле: +7 (4852) 33-23-66
Пн-пт: 9:00 - 17:00
Сб: 11:00 - 15:00

НОВОСТИ

Антимонополия для Google и штрафы для водителей: что обсудил Совет по кодификации
21.06.2019
Антимонополия для Google и штрафы для водителей: что обсудил Совет по кодификации
x
22

20 июня Совет по кодификации при Президенте РФ обсудил ряд новелл и большую часть отклонил, не удержавшись от жесткой критики. ФАС хочет регулировать Google и «Яндекс.Такси», но полномочия, согласно новому законопроекту, получаются безграничные. В Совете опасаются, что это лишь усилит административное давление. Минтранс представил законопроект, который предусматривает штрафы за бесплатный проезд по платной дороге. Но он завалит суды новыми исками, считают в Совете.

Совет по кодификации разгромил законопроекты, которые должны «адаптировать» антимонопольное законодательство к цифровой действительности. Первый из них предлагает внести новое отягчающее обстоятельство в ст. 14.32 КоАП об ответственности за картели и прочие антимонопольные сговоры – «совершение действий с использованием программ для ЭВМ, предназначенных для расчета или согласования цен». Но из пояснительной записки непонятно, зачем это нужно и с чем связано, разводил руками докладчик, член Совета Андрей Габов. А между тем введение новых наказаний или ужесточение старых надо обосновывать и соизмерять, процитировал Габов позицию Конституционного суда.

Другой законопроект представил замруководителя ФАС Сергей Пузыревский: «Этот пакет полностью цифровой, вводит новые понятия». По его словам, есть платформы, через которые проходит много сделок и которые контролируют рынок, – Google, Amazon. При этом они находятся вне зоны действия антимонопольного органа. Проект это исправляет.

Но его Габов тоже раскритиковал. По его мнению, к вопросу цифровой трансформации имеет отношение лишь небольшая часть предложенных норм. Это положения о «сетевом эффекте», который основан на количестве пользователей программ и помогает определить доминирующее положение субъекта. Но определения слишком расплывчатые, предупреждает Габов. «Я пытаюсь примерить их на существующие примеры, Gett, «Яндекс.Такси», но в пояснительной записке нет ни одного примера, ни одного расчета, она будто списана из учебника по экономике», – недоумевал член Совета. По его словам, такой законопроект дает регулятору полномочия, которые прямо не очерчены. «Уровень усмотрения будет невероятный, закон не только не поддержит конкуренцию, а только усилит административное воздействие», – указывал Габов.

Он также раскритиковал понятие «доверенного лица, которое будет помогать в мониторинге и содействовать исполнению предписаний ФАС». Госорган не может передавать свои публичные полномочия будто по доверенности, пусть даже и «квазиэксперту». Также неясно, кто будет оплачивать его работу, добавил Габов.

Проекты Совет не поддержал.

Наказать тех, кто не платит за платную дорогу

Также Совет по кодификации отклонил законопроект правительства, который предусматривает штрафы за проезд по платной дороге без оплаты. По информации «Парламентской газеты», штрафы составят до 2500 руб. Назначать их будут с помощью фото- и видеофиксации по системе free flow («свободный поток»). Как рассказал замминистра транспорта Дмитрий Зверев, пока платные дороги только со шлагбаумами, но должны появиться и безбарьерные. Например, на ЦКАД. По его словам, законопроект разработали, чтобы привлечь инвесторов. Штрафы пойдут в дорожный фонд, а «безбилетников» будет меньше. Администрировать процесс будет Ространснадзор, рассказал Зверев.

Но убедить Совет ему не удалось. Правоведы указали, что водитель заключает договор, когда едет по платной дороге, значит, ответственность за его нарушение должна быть гражданско-правовой (договорной), а не административной. По словам члена Совета Игоря Цыганенко, чтобы оправдать этот подход, законодатель проводит параллель с Московским метрополитеном, где есть штрафы. «Но там, чтобы проехать без оплаты, надо перепрыгнуть через турникет, там особая дерзость и пренебрежение нормами, – критиковал Цыганенко. – А тут? Проехал по дороге, не заметив знака. Не уверен, что необходим штраф».

– В чем интерес инвестора? – поинтересовались у Зверева. – Ведь штрафы поступают в фонд.

– Государство гарантирует, что плательщиков будет гораздо больше, – защищался представитель Минтранса.

– Что будет, если водитель не оплатит? Правильно я полагаю, что инвестор в суде будет взыскивать плату за проезд, а еще будет взыскиваться штраф в бюджет? – уточнил член Совета, профессор Василий Витрянский. – Сколько таких исков будет в судах?

– Мало у нас суды нагружены? – подхватил представитель президента РФ в Конституционном суде Михаил Кротов. – Легче будет оставить барьерный проезд.

Пропускная способность снизится, ответил замминистра. «А так суды похороним», – парировал Кротов.

Зайти в квартиру или отнять землю

Кроме того, Совет рассмотрел еще несколько законопроектов. Один из них дает должностным лицам органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля право беспрепятственно заходить в помещения в ходе проверки, были ли перепланировка или переустройство помещений. Это нужно, чтобы «обеспечить права других собственников на безопасные условия проживания». Но это слишком ограничит права собственников помещений и приведет к смешиванию административных и гражданско-правовых отношений, считают в Совете. Там предложили давать доступ представителям собственников – ТСЖ, управляющей компании, председателю совета дома. Должностные лица могут использовать административные средства контроля и проверки, если есть обоснованные опасения, что перепланировка или переустройство создают угрозу для безопасности. Докладчик, член Совета Елена Гетман, также отметила «небрежную подготовку законопроектов»: «Из пояснительной записки ничего не понять».

Одобрения Совета не получил законопроект, который определяет порядок изъятия невостребованных земель. «Проблема очень важная, много заброшенных земель, они используются неэффективно, – признал член Совета Евгений Суханов. – Но законопроект очень слабый, противоречит Конституции и другим законам». Профессор особо раскритиковал внесудебный порядок, по которому органы местного самоуправления приобретают право собственности на земельные доли. Согласно законопроекту, большую роль в лишении земли играет общее собрание долевых собственников. Оно утверждает список граждан, чьи доли признаны невостребованными. Достаточно опубликовать этот список, и местные муниципальные власти смогут получить долю. «Что право регистрируется в Росреестре, в законопроекте ничего об этом нет», – заключил Суханов. И этот документ Совет не рекомендовал.


Евгения Ефименко

 

Источник:  https://pravo.ru/story/212501/?desc_tv_1=

Вернуться наверх
+7 (4852) 33-23-66